В 2022 году сложно назвать хоть одну сферу жизни, где нет роботов. Промышленные манипуляторы могут все — от покраски самолетов до приготовления суши.

Не отстает и event-индустрия — уже лет 15 промышленные роботы используются как элемент шоу, презентаций, церемоний и других событий.

Свой кейс с роботами-манипуляторами есть практически у каждого уважаемого event-агентства.

За эти годы сформировался некоторый устойчивый рынок предложений по роли промышленных роботов в событии:

Как всегда, лучшие решения рождаются на стыке разных технологий. Так, например, использование робота-манипулятора вместе с голографическим изображением рождает эффект «живой» картины.

Евгений Тимащук, сооснователь компании LYM:

«Сейчас к нам приходят, как правило, с двумя типами запросов: конкретными и абстрактными. В первом случае звучит «мы хотим вот такого-то робота (музыкант, художник, экраны и т.п.)», во втором — «мы хотим робота, но куда и зачем не понимаем».

У первой категории мы уточняем нюансы события, предлагая при необходимости более подходящее и актуальное решение. Чтобы интегрировать робота, нужно знать, что происходит вокруг него. Это вопросы безопасности и организации. Мы работаем над тем, как робота лучше всего встроить на площадку: уточняем про электричество, нагрузки на сцену, логистические возможности и так далее.

У второй категории, которые точно не знают, какой робот им нужен и нужен ли вообще, мы уточняем про тип мероприятия (выставка, концерт, инсталляция и т.д.) и предлагаем известные нам решения. Порой нам приходится даже отговаривать от использования роботов, если мы понимаем, что хотят «робота ради робота». Такие решения для заказчика заканчиваются грустным разочарованием и потерей больших денег. В долгосрочной перспективе это совершенно не выгодно нам.

Когда использование промышленных роботов в шоу только зарождалось, я уже тогда понимал, что на российском рынке нет достаточного опыта общения с такого рода технологией. Никто из режиссеров или ивент-менеджеров не мог дать вызов, который можно реализовать с роботами. В начале приходилось показывать возможности этих роботов на примере зарубежных кейсов.

Для создания уникальных вещей всегда нужно время. Технологию нужно шаг за шагом исследовать и испытывать. Я наблюдаю на рынке мультимедиа художников пошаговое развитие идей: художник создает, условно, треугольник и ставит особым образом свет. Потом он пробует три треугольника и свет. Потом пятнадцать. А потом эта инсталляция превращается в нечто прекрасное и впечатляющее. Постепенное развитие и усиление одного приема это длительный процесс. Он может занять один год или несколько лет, прежде чем дойдёт до того состояния, которое можно продать.

За рубежом компании могут позволить себе пробовать и рисковать, испытывать и внедрять нечто непроверенное через мультимедиа художников, работающих с технологиями. В России такой высокотехнологичной культуры арт-перфомансов пока нет. Мы используем промышленных роботов в шоу или концертах, в коммерческих работах, где возможностей найти и внедрить какую-то новую ( = рискованную) вещь очень мало. Там, где существует свободное искусство равное лаборатории экспериментов, есть шанс, что найдется новая уникальная идея использования технологии».

Индустрия событий всегда с нетерпением ждет новые идеи, а инженеры и программисты всегда готовы прописать и воссоздать все, что вам нужно. Осталось найти идею.

Смещение акцентов: не как, а что

Лет 10 назад вполне достаточно было использовать в программе автоматических роботов, чтобы шоу выглядело свежо и современно. Символичность машины и искусственного интеллекта работали сами за себя. Создавалась элементарная история противостояния с помощью простейших взаимодействиях человека и робота. Плюс, мероприятию обеспечены футуристическая атмосфера и контекст размышлений о будущем человечества. Конечно, когда придумывали более яркий сюжет, шоу становилось и вовсе легендарным. Достаточно вспомнить неустаревающую рекламу 2015 и 2016 годов, в которой креаторы максимально изящно и красиво разыграли и подчеркнули эту конфронтацию «человек vs машина».

Теперь роботы стали доступнее и перестали быть вау-эффектом сами по себе. Акцент сместился с инструментов на контент. Уже не впечатляет как — впечатляет что. Так, например, в 2015 году потрясающе смотрелся танец человека и роботов с экранами, показывающими изображения людей.

В 2022 годы мы восхищаемся уже не роботами-экранами с их аутентичным символизмом, а контентом, который они транслируют: например, экраны-бассейны с людьми.

Работа над созданием удивительных перфомансов становится тоньше и детальнее. Когда что-то появляется впервые, например, оркестр роботов-манипуляторов в 2017, то завораживает сам процесс: как это происходит. Но если вы решите повторить ошеломляющий успех, то придется хорошенько подумать над тем, что же вы собираетесь сыграть таким оркестром.

Заставить зрителей ахнуть с помощью инструментов все еще можно, но это, как правило, дорого и требует использования инновационных технических решений. Стоит лишь вспомнить кейсы с роботами от Boston Dynamics: синхронность, зажигательные перфомансы, паркур, коллаборации со звездами и многие другие. Эти ребята производят вау-эффект одним своим присутствием, но добавьте к ним идею, и шоу станет живой легендой.

Но как придумать новую идею, если нет возможности исследовать роботов и их потенциал? Где найти это пространство экспериментов? На самом деле возможность есть, но о ней мало кто знает. Основной проблемой на российском рынке является как раз отсутствие связи между обладателями инструментов и художниками, а также отсутствие необходимого пространства, где художники могут экспериментировать с инструментами.

Евгений Тимащук, сооснователь компании LYM:

«Мы ждали, когда рынок пресытится стандартными решениями использования промышленных роботов и начнет придумывать что-то новое. Наша задача — дать инструмент мультимедиа художникам, перформерам, творцам, чтобы они выводили использование этой технологии на новый уровень.

В нашей индустрии вообще нет понятия экспериментов. Есть понятие «сделал красиво — продал, а если некрасиво, то не продал». Если вдруг в одном человеке аккумулируется и творчество, и знание техники, и наличие базовых финансов приобрести технологию, то он может создать что-то новое. А когда пытаешься соединить три разные аспекта — технику-пространство-возможности, — это сложно и не всегда срабатывает.

Пространство с технологиями для художников — это коммерчески выгодный проект, для которого просто нужно время. Такое пространство часто создают производители технологии, но так как в России находятся только дилеры и представители, обладающие небольшими маркетинговыми бюджетами и не нацеленные на долгоиграющие проекты, то и пространств таких в нашей индустрии практически не существует.

Складывается ситуация, когда есть инструменты, есть перформеры, есть пространство, но нет соединения. Мы очень долго шли к тому, чтобы создать такое пространство, где технологии будут в доступе прямо сейчас. Когда мы знакомили рынок с дополненной реальностью, мы создали помещение и приглашали специалистов попробовать и поэкспериментировать, посмотреть плюсы-минусы. Возможно, мы недостаточно громко заявляем о том, что сейчас есть возможность экспериментировать с роботами. То ли общество не готово, то ли нас не слышно.

Заявляю: у нас есть пространство, мы открыты для сотрудничества с художниками и перформерами, чтобы экспериментировать и разрабатывать идей на основе промышленных роботов-манипуляторов!»

Вдохновляющие кейсы с промышленными роботами

Эмоциональный отклик зрителя — это заявка на успех, потому что эмоции, как мы знаем, крепко впечатываются в память. А в мире, где наше внимание пытаются привлечь буквально из каждого девайса, произвести впечатление для компаний становится жизненно важно. Иначе будете смыты из памяти ежедневным информационным цунами.

Философия

В 2016 художники Сунь Юань и Пэн Ю в сотрудничестве с инженерами-робототехниками создали инсталляцию «Не могу помочь себе», которая была представлена на венецианском биеннале в 2019 году и привлекла широкое внимание.

В центре инсталляции — робот-манипулятор, который знает 32 движения и грациозно танцует перед зрителями. Он запрограммирован таким образом, что должен поддерживать масло, вытекающее из него, в определенных границах. Со временем масло вытекает быстрее и быстрее, и у робота не остается времени танцевать — он лихорадочно сгребает масло, оставляя темно-красные брызги на стенах и пятна на полу.

Это история взаимоотношения человека с собой, когда он не вилах помочь даже себе. История отношений человека с миром, когда человек занимается сизифовым трудом и забывает о счастье. И, наконец, это история взаимоотношения человека с машинами, когда уже неясно, кто более уязвим: человек, построивший машину, или машина, которой управляет человек?

Юмор

В 2019 Маттиас Линдстрем выступил с юмористическим номером «Когда у робота собственная воля», где в ходе нехитрых взаимодействий с манипулятором создается полноценная история, над которой смеется зрительский зал. Это яркий пример того, как идея может сделать нечто простое захватывающим.

Соединение

В 2013 году дизайнерская и инженерная студия «Bot & Dolly» создает перформанс «Коробка» («Box») — проецирование на движущейся поверхности, соединяющее несколько технологий: промышленную робототехнику, проекционное картографирование и разработку ПО.

Евгений Тимащук, сооснователь компании LYM:

«На двух роботах разместили две проекционные поверхности и сняли эти поверхности с помощью третьего робота с камерой. Я уверен, что прежде чем родился такой перформанс прошел год или два в комфортных условиях исследования и экспериментов. Сначала попробовали проекцию, добавили генеративную историю, затем добавили камеру и синхронизировали её с движением роботов и графикой.

Когда смотришь такие кейсы, дальше, чем просто повторить, ты не можешь. Когда ты начинаешь повторять, у тебя появляется желание вдохновиться и найти новый путь. Многие называют это плагиатом, а я к таким вещам совершенно спокойно отношусь. Мы никогда не берем напрямую, мы отстраиваем инструменты и воссоздаем кейс самостоятельно, по пути находя новые возможности и меняя оригинальное решение».

Мир настолько открыт, что взаимное проникновение идей из одного проекта в другой просто неизбежно. Все передовые компании опираются на опыт предшественников. Прежде чем они нашли свой уникальный стиль, они повторили то, что придумали до них. Это принцип развития всего человечества — мы опираемся на опыт своих предков. Это не про присваивание чужих идей, а про признание роли других людей в вашем творчестве. Так движется вверх прогресс, ступень за ступенью. Один уровень создаю я, а вы, оттолкнувшись, создаете следующий.

Так что давайте брать лучшее от мира, давайте больше экспериментировать и давайте наполнять технологии уникальными идеями, которые поднимут индустрию шоу на новый уровень.

Присоединяйтесь к Event.ru
5 виртуальных стратегий поддержки сотрудников во время кризиса 5 виртуальных стратегий поддержки сотрудников во время кризиса Детали Osca Детали Oscar 2022: мнения event-продюсеров об организации 94-й церемонии
5 виртуальных стратегий поддержки сотрудников во время кризиса Детали Oscar 2022: мнения event-продюсеров об организации 94-й церемонии