Ольга Собченко, управляющий партнер Центра корпоративных коммуникаций С-ГРУП, продюсер форума БИОТЕХМЕД и организатор GMP-конференции, рассказала о влиянии карантина на event-индустрию.

Текущий год для event-индустрии стал годом ограничений, рисков и одновременно годом возможностей. Запрет на организацию мероприятий словно запустил для всей индустрии проверку на прочность — кто сможет быстро перестроиться и адаптироваться к новым реалиям. Все, конечно, давно знали про онлайн, тренд на цифровизацию процессов стал развиваться задолго до пандемии во многих секторах экономики. Так, в медиаиндустрии digital-формат давно превалирует над печатным, например, смотреть сериал или читать онлайн зачастую удобнее.

Однако в event-сфере все намного сложнее. Если офлайн-мероприятия было бы возможно заменить онлайн форматом, то переход случился бы задолго до пандемии. Но этого не происходило по многим причинам, одна из основных — слишком велика разница в сенсорном восприятии. Цифровизация дает возможность транслировать пока только видео и звук, и то не в полной мере. Вкус, обоняние, тактильность не задействованы вовсе. Эмоциональная включенность в нашей индустрии очень важна, а в онлайне она существенно ниже, ощущения при физическом присутствии незаменимы эмодзи и стикерами.

Незапланированная трансформация

Марш-бросок в цифровое пространство в пандемии стал вынужденной мерой. Для большинства участников рынка он состоялся в спешке, многие не были к этому готовы. Первые онлайн-мероприятия были совсем простые, на платформе Zoom, как телефонные переговоры, только на большое количество участников. Постепенно формат совершенствовался и усложнялся, от оформления аккаунтов и профилей участников до 3D-стендов и онлайн-экскурсий. Потребовалось время и усилия на адаптацию участников, многим нужно было осваивать новую форму коммуникации, возникали новые организационные сложности и технические накладки. Большую роль стал играть цифровой этикет: фон спикера, фотография, рабочее пространство должны соответствовать формату мероприятия так же, как обычный дресс-код.

Преимущество, конечно, получили те, кто начал внедрять цифровые технологии еще до пандемии. Они продолжили работать над проектами в прежнем режиме и во время самоизоляции. Самые продвинутые компании создавали виртуальные туры и экскурсии на производство с помощью VR-технологий, мультимедийные каталоги, доступные в App Store или Google Store. 

За полгода возникли новые форматы мероприятий. Цифровые площадки, которые были оперативно созданы и опробованы, набирают обороты и продолжают вдохновлять организаторов на нестандартные digital-активности. 

Тем не менее, несмотря на кажущуюся доступность интернет-технологий, переход нельзя назвать на 100% успешным. Широкой практики глобальных онлайн мероприятий пока нет. Все происходит методом проб и ошибок, это каждый раз вызов как для участников мероприятий, так и для их организаторов. Кажется, что событийная сфера до сих пор тестирует онлайн-среду: нужно держать руку на пульсе, знакомиться с новыми возможностями, чтобы делать событие более охватным и впечатляющим. 

При этом стоимость онлайн-формата напрямую зависит от степени зрелищности мероприятия, чтобы оцифровать стенды и подготовить digital-выставку, нужны большие финансы. А доходность у всех, естественно, упала в разы. Зарубежных мероприятий нет, осталась только возможность приглашать иностранных спикеров онлайн. Сейчас мы беремся за такие мероприятия, которые год назад не вызвали бы энтузиазма. Но необходимо поддерживать рабочее состояние, обеспечивать сотрудников работой, сохранять бизнес, удерживать свое место на рынке. 

Хуже всего пришлось тем, кто работал как компания одного события. Отмена мероприятия означала для них отмену бизнеса. И для тех, у кого не было финансовой «подушки», временное отсутствие мероприятий оказалось критичным.

Поддержка профессионального сообщества

Еще в марте Российский союз выставок и ярмарок и Национальное конгресс-бюро направили Правительству первое письмо о поддержке индустрии. И были услышаны: event-сферу добавили в список наиболее пострадавших отраслей экономики. Однако поддержка государства, основанная на принадлежности к отрасли, согласно ОКВЭД, обеспечила помощь лишь небольшой части компаний. Сфера мероприятий находится на стыке огромного числа направлений, так как зачастую объединяет в себе функции рекламных и маркетинговых агентств, а иногда и туристических компаний, что исключает возможность ее соотношения с одним конкретным видом деятельности. Эта проблема с кодами коснулась не только нашей индустрии. Например, в сентябре на фестивале «Российская креативная неделя» участники отмечали аналогичную ситуацию на рынке кино услуг и кинопроката.

Чтобы выжить и развиваться дальше, event-компании ищут способы оптимизировать расходы. Например, пытаются пересмотреть финансовые взаимоотношения с клиентами и подрядчиками. Принятая в отрасли система длинных постоплат от клиента и необходимость предоплаты аренды площадки, заказа кейтеринга, запуска производства полиграфии и так далее усложняет ситуацию операторов. Казалось бы, нынешняя обстановка располагает пойти навстречу агентствам для выстраивания долгосрочного партнерства, но пока это больше исключение.

Изменилась система взаимоотношений с сотрудниками. Возникла активная проектная деятельность: сотрудники, которые оказались без работы, не разрывая отношений с работодателями, предлагали свои услуги на рынке на проектной основе. Некоторые компании договорились с работниками об изменении условий: платить летом минимум, чтобы не оставлять без средств к существованию, но с последующей компенсацией. Многие все-таки потеряли работу, в том числе, профессионалы. В результате кризиса на рынке появилось некоторое количество освободившихся компетентных специалистов, которые сейчас ищут работу.

Возврат в офлайн и форматы-гибриды

Лето обнадежило возвратом в офлайн. Как только снизили ограничения по самоизоляции, организаторы решили воспользоваться возможностью и начали проводить «живые» мероприятия. При этом потенциальные гости оказались готовы снова участвовать в очных событиях, несмотря на напряженную эпидемиологическую обстановку. Это еще одно доказательство неготовности участников процесса к тотальной диджитализации. Всем по-прежнему нужен офлайн. Однако онлайн тоже остается, как сопровождение очного формата, для тех, кто опасается коронавируса и не хочет очного участия, а также для расширения аудитории. Да и глупо отказываться от того, во что было вложено столько сил и средств. Происходит естественный отбор. Чистый онлайн остается только там, где он удобен (образовательные сессии или рабочие совещания, например), а там, где требуется личное общение — происходит переход обратно в офлайн.

Возникает формат-гибрид, который дает гибкость, мобильность, готовность к изменениям. Когда готовишься одновременно к офлайн и онлайн, в случае отмены просто переводишь спикеров на уже готовую платформу.

При возвращении к офлайну возникают новые дополнительные затраты, связанные с риском заражения. Прежде всего, расходы на обеспечение безопасности: нужны тепловизоры, санитайзеры, СИЗ, обеззараживатели воздуха, нужно проводить тестирование сотрудников, обеспечивать контроль температуры, справок участников, соблюдать требования по заполняемости залов на 50% и ограничения по питанию. Это все очень трудоемкие задачи. Но самая большая проблема — что делать, если кто-то окажется с положительным тестом. Ведь никакого протокола нет. Его нужно разрабатывать, это задача всех участников рынка. Надо прививать эту культуру заботы о себе и окружающих, разрабатывать и внедрять антиковид-кодекс.

Есть проблема страхования рисков организаторов: как технических, так вопросов ответственности перед участниками. Промониторив российский рынок, мы не обнаружили подобных предложений. У пяти крупнейших российских страховщиков нет готовности страховать риски отмены мероприятий, несмотря на явный потенциал спроса на такой продукт. Хотя в мировой практике такие услуги есть, например, в Великобритании, где система хеджирования полноценно работает. Яркий пример с Wimbledon, который был застрахован от пандемии 17 лет назад, ежегодно делал взнос в 2,5 млн. долларов. В результате из-за отмены мероприятия компенсация составила 141 млн. долларов.

Несмотря на все новые сложности, у гибридного формата хорошая перспектива. По предварительным данным консалтинговых компаний, крупные производители не планируют полностью отказываться от участия в офлайн мероприятиях, а начнут концентрироваться на лидирующих событиях. Отныне любое офлайн-событие будет дополнять цифровая платформа, где станет возможным посмотреть мероприятие в режиме live и ознакомиться с видеозаписями после. А те компании, которые специализируются на качественном контенте, уже продают подписки на их ресурсы и предоставляют платный доступ к определенному количеству материала.

Мобильность и гибкость — определяющие качества для организаторов мероприятий в нынешних реалиях. Это возможность оперативно перенести событие в офлайн-формат в любое время. Сегодня очные мероприятия должны иметь техническую возможность быстрой трансформации в цифровое пространство, имея в виду главный тренд этого года — неопределенность.

Присоединяйтесь к Event.ru
интер Как прошёл международный фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS TEASER в Нижнем Новгороде 9 8 идей для тех, кто решится на Хэллоуин-вечеринку
Как прошёл международный фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS TEASER в Нижнем Новгороде 8 идей для тех, кто решится на Хэллоуин-вечеринку