Согласно законодательству РФ, осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей вправе как граждане, так и юридические лица. Причем осуществлять благотворительную деятельность они могут как индивидуально, так и объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в различных формах. Это касается не только бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств или объектов интеллектуальной собственности, но и бескорыстного (также безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Добровольцы — это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ или оказания услуг.

Благополучатели — это лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей и помощь добровольцев.

Таким образом, если условно в качестве примера мы возьмем благотворительный концерт, то организаторы будут выступать в качестве благотворителей, физические лица, принимающие участие в концерте, — в качестве добровольцев (возможен вариант, что они будут также благотворителями), а те, на чьи нужды будет направлена выручка от концерта или в чьих интересах этот концерт организуется, окажутся благополучателями. Стоит отметить, что в качестве благотворителей можно рассматривать и зрителей, заранее предупрежденных о целях концерта и сделавших пожертвования в виде оплаты стоимости билета или пожертвовавших деньги на самом мероприятии.

Условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ или оказание услуг в интересах благополучателя. А вот условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ или оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица. В нашем примере участники концерта заключают договор об условиях участия в концерте с организаторами мероприятия.

Создание благотворительной организации

Регистрация благотворительной организации в органах государственной власти проходит в соответствии с установленными законом правилами. Порядок регистрации благотворительной организации не отличается от регистрации обычного юридического лица, но содержит определенные требования.В учредительных документах нужно четко определить следующие положения:

  • наименование некоммерческой организации;
  • вид, цели и направление деятельности;
  • организационно-правовая форма организации;
  • место расположения некоммерческой организации;
  • описание структуры и органов управления деятельностью;
  • сведения о представительствах и филиалах организации либо об их отсутствии;
  • источники происхождения имущества организации;
  • условия и порядок приема в члены благотворительной организации, а также процедура выхода из нее, права и обязанности каждого из членов;
  • ситуации, когда требуется внесение изменений в учредительные документы;
  • процесс ликвидации благотворительной организации и порядок пользования имуществом.

Если создается благотворительный фонд, то дополнительно в уставе нужно указать:

  • наименование фонда с обязательным включением слова «фонд»;
  • упоминание о попечительском совете, осуществляющем надзорную деятельность, и указание об органах фонда;
  • порядок назначения должностных лиц и процедура их освобождения.

При этом нужно четко понимать, что ликвидирован фонд может быть только в судебном порядке.


Одним из базовых учредительных документов, как и у других юридических лиц, у благотворительной организации является устав, где прописываются все основные моменты функционирования организации. Большинство отказов в регистрации благотворительных организаций содержат претензии именно к некорректно прописанным уставам. Чтобы составить эти документы в корректной форме надо не только соблюдать формальные требования закона, но и знать внутренние критерии для оценки документов, которые выработаны у госслужащих соответствующих органов.


Полезно знать

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.


Комментарий специалиста: Константин Жуков, юрист, Санкт-Петербург:

«Порядок деятельности и государственной регистрации благотворительной организации регламентирован ФЗ „О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“. Государственную регистрацию осуществляет Министерство юстиции РФ в соответствии с ФЗ „О некоммерческих организациях“. В Москве это отдел по регистрации некоммерческих организаций Минюста РФ по г. Москве, находящийся по адресу ул. Делегатская, д. 14. Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

  1. заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов по форме №РН0001; один экземпляр с нотариально заверенной с подписью заявителя; один экземпляр с подписью заявителя;
  2. приложения (дополнительные листы формы), подшитые к заявлениям, в двух экземплярах с подписями заявителя: сведения об учредителях; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации; сведения о видах экономической деятельности; расписки в получении документов. Расписки не подшиваются к заявлениям и заполняются до подачи документов заявителем;
  3. учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительным документом фонда является его устав. Устав фонда, помимо общих обязательных сведений, должен содержать: наименование фонда, включающее слово „фонд“, сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (п. 4 ст. 118 ГК РФ);
  4. решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (протокол) в двух экземплярах;
  5. сведения об учредителях в двух экземплярах (они указываются в заявлении);
  6. документ об уплате государственной пошлины;
  7. сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. В случае если адресом является нежилое помещение — гарантийное письмо от адресодателя и документы, подтверждающие законное право на данное помещение (копия свидетельства о праве собственности). Если помещение находится по договору аренды (субаренды) — все документы, подтверждающие законное право на данное помещение каждого адресодателя вплоть до собственника. В случае если адресом является жилое помещение — заявление от адресодателя с согласием на использование в качестве адреса (места нахождения) некоммерческой организации жилого помещения, находящегося на праве собственности. Там же или отдельно согласие совершеннолетних членов, проживающих по данному адресу (подписи заверяет ЖЭК, РЭУ или нотариус), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, копия документа, подтверждающего законное право на данное помещение (копия свидетельства о праве собственности);
  8. при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  9. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица. Уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов.

Проверять документы будут месяц. Сотрудники Минюста проверят все документы (они это делают очень тщательно), если будут замечания, то вам позвонят и вызовут к себе. Все недостатки объяснят и попросят исправить. После этого, в случае принятия решения о регистрации, они направят документы в ИФНС для постановки на налоговый учет».

По материалам pravoved.ru

Согласование проведения благотворительного мероприятия

Любое благотворительное мероприятие должно быть согласовано с соответствующими государственными органами. Многое будет зависеть от того, каков масштаб предполагаемого мероприятия, на какой территории/площадке/в каком помещении оно будет проходить.

Для начала заявление о планируемом мероприятии со всеми документами, прописывающими количество участников, порядок организации, план или сценарий мероприятия, возможное использование спецэффектов и, конечно, цели мероприятия, подается в органы местного самоуправления, а далее в случае необходимости это заявление может быть перенаправлено в соответствующие органы на согласование.

Сам же муниципальный орган может издать соответствующий указ о согласовании действий различных ведомств при проведении мероприятия.

В случае крупномасштабных (национальных) мероприятий или мероприятий, проходящих на территориях, имеющих федеральное значение, соответствующие документы могут подаваться в федеральные органы.


В качестве примера приведем порядок согласования при проведении благотворительного мероприятия на территории Государственного учреждения культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник „Царицыно“».

В целях координации служб города Москвы при организации и проведении благотворительного мероприятия по сбору средств для помощи детям, больным раковыми заболеваниями, правительством Москвы был издан приказ №281-РП, предписывающий поддержать инициативу некоммерческой организации Фонда помощи детям «Обнаженные сердца». Префектуре Южного административного округа города Москвы было предписано оказать организационную поддержку в проведении благотворительного мероприятия:

  1. Рассмотреть и согласовать установку временных сооружений на территории музея-заповедника «Царицыно».
  2. Организовать медицинское обслуживание благотворительного мероприятия.
  3. Обеспечить общественный порядок в местах проведения благотворительного мероприятия, организацию парковки автотранспорта гостей по специальным пропускам и за пределами охраняемой природной территории.
  4. Обеспечить пожарную безопасность в местах проведения благотворительного мероприятия по заявкам организатора и оперативное реагирование на возможные чрезвычайные ситуации.
  5. Совместно с ГУК ГМЗ «Царицыно» и Фондом определить порядок использования средств, перечисленных в результате проведенного благотворительного мероприятия, на нужды детей города Москвы.

При этом Комитет по архитектуре и градостроительству, Департамент природопользования и Комитет по культурному наследию города Москвы должны были изучить план расстановки временных сооружений, представленный Фондом, с точки зрения сохранения всех зеленых насаждений на территории заповедника. Более того, Департаменту культуры также было предписано оказать всю возможную поддержку Фонду при проведении мероприятия.

Тем же приказом ГУК ГМЗ «Царицыно» было предписано заключить договор с Фондом о проведении мероприятия, провести необходимую подготовку территории, обеспечить доступ посетителей, обеспечить уборку территории по окончании мероприятия.

Правительством Москвы было назначено лицо, ответственное за исполнение распоряжений и координацию действий различных служб, ведомств, комитетов и департаментов.

Присоединяйтесь к Event.ru
Проекты РООИ «Перспектива» Три кита социального event’а IMG_6215 Ботанический сад: возрождение спустя 300 лет
Три кита социального event’а Ботанический сад: возрождение спустя 300 лет