В event-индустрии принято сетовать на то, что найти квалифицированных специалистов практически невозможно: нет специализированных вузов, факультетов, а имеющиеся частные школы и курсы не могут похвастать всеобщим признанием. Но для появления адекватных образовательных учреждений в сфере event необходим четкий запрос от бизнес-сектора. Существует ли такой запрос? Готовы ли серьезные вузы идти навстречу агентствам, а агентства — научному сообществу? Возможен ли конструктивный диалог двух заинтересованных в процессе создания профессиональной образовательной системы сторон? На эти и другие вопросы мы постарались найти ответ вместе с экспертами индустрии в рамках нашего традиционного круглого стола.

Ведущие круглого стола:

  • Андрей Шешенин, главный редактор Event.ru
  • Жанна Васенина, руководитель проектов Event.ru и Eventcatalog.ru

Участники круглого стола:

  • Владимир Прошко, управляющий партнер We Can Group
  • Александр Шумович, управляющий партнер Eventum Premo
  • Зоя Матисова, преподаватель центра «Специалист» при МГТУ им. Баумана
  • Анна Варшавская, управляющий партнер компании IQ Pro
  • Дмитрий Козлов, исполнительный директор Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий (НАОМ), к.э.н.
  • Владимир Еремин, первый заместитель директора ВШГА МГУ
  • Елена Головлева, директор Высшей школы рекламы МосГУ, заведующая кафедрой теории рекламы и массовых коммуникаций
  • Мария Вахмистрова, представитель агентства Elefante, исполнительный директор конкурса Eventиада
  • Сергей Баканов, представитель компании Roder
  • Наталия Сащенко, продюсер образовательного проекта в event-отрасли «SHOW’ЭТО’BUSINESS», преподаватель в бизнес-школе RMA при ГУУ предмета «Event-проект как бизнес-процесс» и на факультете ГУУ «Менеджмент в шoy-бизнесе» предмета «Event-менеджмент», автор курса «Event-менеджмент» в Институте современного искусства (ИСИ) на факультете «Менеджмент в сфере культуры и искусства»

— По традиции лучшие в event-сфере — это матерые практики, как правило, не имеющие специализированного образования. Да и откуда ему было взяться? В последнее время ситуация начала меняться, но отчего-то руководители агентств все равно не спешат брать на работу выпускников вузовских курсов дополнительного образования и частных event-школ. Чего же хотят агентства?

Александр Шумович: Несмотря на то что обычно я настроен оптимистично по большинству вопросов, сфера образования в event-индустрии заставляет меня быть пессимистом. Я не вижу, как может выглядеть будущее системное образование специалистов нашей отрасли. С одной стороны, стоит признать, что event — это не ракетостроение и не хирургия, не самая сложная наука. С другой стороны, большинству практических навыков, которые используются в проектах, научить в стенах образовательных учреждений практически нереально. В нашей индустрии именно опыт имеет главенствующее значение, а не диплом об образовании. И главная проблема нынешних программ обучения состоит в том, что на выходе получается прекрасный и восторженный теоретик, отличный человек, но при этом не event-менеджер. Мы эту проблему в своей компании решаем наставничеством. И иных путей введения в профессию не видим. Отсутствие системы какой-либо сертификации вынуждает нас нанимать сотрудников на работу по наитию, и лучшей рекомендацией служит не «корочка», а опыт работы у авторитетных коллег.

Сергей Баканов: Как представитель подрядчика, могу сказать, что мы каждый раз сталкиваемся с проблемой неадекватного понимания event-менеджерами реалий работы технических специалистов. Возможно, имело бы смысл говорить о включении в образовательные программы каких-либо лекций или единичных занятий по этой тематике.

Андрей Шешенин: И тут сразу встанет вопрос, кого же выпускают курсы event-менеджеров. Ведь в каждом серьезном агентстве уже давно предусмотрено разделение на account-менеджера, ответственного за креатив и общение с клиентом (и это одни компетенции), и production-менеджера, ответственного за технологическую сторону проекта (и это совершенно иные компетенции). Так кого выпускать? «Универсального солдата»?

Владимир Прошко: Как ни парадоксально, но мне порой кажется, что специальные навыки в работе event-менеджера не так важны, как, например, общая эрудированность и системность мышления. И если первый критерий действительно можно развить посредством дополнительного образования или курсов повышения квалификации, то я плохо представляю себе, как можно научить системно мыслить. Меж тем это одна из главных черт менеджера, поскольку всем остальным навыкам можно научить непосредственно в агентстве.

Анна Варшавская: Я бы хотела обратить внимание коллег, что еще одно важное качество event-менеджера — это стрессоустойчивость, а потом уже логика, аналитика, психология, высшее образование и так далее. Мой партнер Андрей Торяник считает, что event-менеджер похож на «универсального солдата»: никогда нельзя точно сказать, какой функционал в рамках работы по проекту от него потребуется. Тенденция рынка event-услуг требует широкий спектр знаний, навыков и умений. Еще одна важная деталь: такой специалист необходим как агентствам, так и компаниям, которые непосредственно заказывают мероприятия. Эффективность и рентабельность проекта будет намного выше, если с двух сторон работают профессионалы event-бизнеса.

— Иными словами, event-сообщество попросту не верит, что абстрактная организация может вырастить хорошего менеджера посредством лекций и семинаров. Все утверждают, что эффективнее взращивать собственный персонал в своих стенах. При этом сами эксперты не спешат принимать участие в разработке образовательных программ, в процессе обучения будущих специалистов. Не в этом ли кроется загадка отсутствия в программах вузов и центров серьезной практической составляющей?

Елена Головлева: Я бы не сказала, что практики не участвуют в образовательном процессе. К нам представители индустрии идут с большой охотой, зачастую сами выходят на нас. И я могу сказать, что, разрабатывая совместно с АКМР программу ВШР МосГУ «Практика и технологии event-коммуникации», мы старались учитывать запросы отрасли. Нашей задачей было воспитывать образованных практиков, основываясь на общей эрудиции и требованиях к профессиональным знаниям и компетенциям, которыми должен обладать специалист в области event-деятельности. Проще говоря, мы формируем у студентов необходимые навыки для работы в индустрии, при этом понимая, что базовое высшее образование в сфере менеджмента и коммуникаций такому специалисту тоже необходимы. Теоретический базис мы предоставляем силами наших специалистов-теоретиков, практическими же знаниями делятся представители event-бизнеса — руководители действующих агентств, успешные event-менеджеры.

Мария Вахмистрова: Тем не менее подобная проблема в индустрии существует. Действительно, сейчас очень сложно получить готовый продукт, который полностью соответствовал бы требованиям агентства, не вкладываясь в процесс его создания. Именно поэтому сотрудники нашего агентства активно принимают участие в различных образовательных проектах вузов. Да, зачастую это неудобно: приходится жертвовать своим рабочим временем, составлять учебные планы и писать методички, а также строить коммуникации с вузами. Тем не менее мы все понимаем важность таких задач, рассматривая их как инвестиции в будущее компании, как наш вклад в профессиональную подготовку кадров, которые сами потом придут к нам работать. И мне кажется, каждое ответственное агентство могло бы взять эту практику на вооружение. Так, с 2011 года мы стали проводить Всероссийский конкурс студенческих и молодежных event-проектов Eventиада. Участие в этом конкурсе также позволяет студентам перенимать опыт профессионалов отрасли и получить уже во время учебы в вузе определенные навыки работы в event-отрасли.

Зоя Матисова: Нехватка практиков ощущается, это правда. Причем ощущается уже даже на этапе создания программы. Для нас не было новостью, например, что event-менеджер в агентстве и event-менеджер со стороны заказчика обладают разными компетенциями, но мы пока не готовы разграничивать эти потоки в рамках нашего курса «Event-менеджмент. Профессиональная организация мероприятий». Для нас определенной сложностью стало отсутствие в данной сфере какой-либо сертификации. Центр «Специалист» в первую очередь известен подготовкой специалистов для стремительными темпами расширяющейся IT-сферы, и данная сфера хорошо сертифицирована вендорами, чьими авторизованными центрами мы являемся. Но мы также готовим и к большому списку других специальностей, ориентируясь на запросы рынка. И запросы на event-специалистов есть, а критериев их оценки и, соответственно, образования — нет. Мы учим сисадминов — и ориентируемся на систему сертификации Microsoft, Cisco и прочих. Мы учим бухгалтеров — и ориентируемся на сертификацию «1C». Но в event-сфере нет четких ориентиров. И в попытке дать рынку действительно знающих специалистов, не чистых теоретиков, мы вынуждены были составлять программу, собирая компетенции по крупицам из… вакансий на сайтах по поиску персонала. Мы искали требования к event-менеджерам, анализировали их — и включали в программу соответствующие дисциплины. Всё приходилось делать самостоятельно, опираясь на экспертные мнения, составляя по сути профессиограмму event-менеджера. С советских времен сохранились профессиограммы сотен профессий, описывающие ПВК (профессионально важные качества) и ЛВК (личностно важные качества), которые учитывали даже физиологические особенности: к примеру, чтобы работать парикмахером, нужно иметь здоровую спину. Новое время принесло много новых специальностей, которые пока никем не стандартизированы.

Возможно, проблемы образования в event-сфере действительно можно было бы решить, появись в отрасли прописанные стандарты, должностные компетенции, признанная система сертификации?

Наталья Сащенко: Очень верно в свое время сказала Наталья Дюваль о нашей работе: «Бизнес есть, а профессии нет». Проблема самоидентификации представляется мне очень важной. Ведь что происходит: у нас нет даже названия. Мы не определились не только с тем, что вкладываем в понятие «event», но даже с тем, как должно писаться это слово. Очевидно, что не быть проблем со специальным образованием у отрасли, которой толком не существует, не может. Нужна сертификация отрасли.

Дмитрий Козлов: Успех любой деятельности во многом зависит от профессионализма и мастерства, профильного образовательного уровня людей, которые в ней участвуют. В полной мере это относится и к event-деятельности. Действительно, нашей сферы нет в государственном реестре, но это ведет лишь к одной сложности — у нас пока не может быть высшего образования, а может быть только дополнительное, курсы повышения квалификации и т.п. Но так ли это важно, если основная задача — формулировка ключевых компетенций специалиста. По сути, создание искомой специальности. Причем специальности сугубо практической: сейчас идет запрос именно на project-менеджеров, а не на креативщиков.

Владимир Еремин: В настоящий момент Высшая школа государственного администрирования МГУ имени М.В.Ломоносова вместе с Национальной ассоциацией организаторов мероприятий  как раз и разрабатывает список этих компетенций. Наша школа исторически занимается подготовкой специалистов для публичного сектора, поэтому мы привыкли работать под конкретные заказы. При этом мы подходим к делу системно. В конце концов, критерии оценки специалистов нужны хотя бы для того, чтобы понимать, какую им платить зарплату.

Наталия Сащенко: Но мало выработать критерии. Важно еще, чтобы сообщество профессионалов их поддержало.

Александр Шумович: Мы поддержим, если все будет по делу!

Андрей Шешенин: Вот Александр говорил, как пессимистично настроен относительно образования. Я и сам раньше думал, что не доживу до момента, когда отрасль будет стремиться к объединению и созданию стандартов. А теперь мне кажется, что стандарты и сертификация действительно могут появиться — пусть и с неожиданной стороны, со стороны активистов образовательной сферы.

— Есть ли западные примеры, на которые можно ориентироваться в плане профессионального образования и сертификации?

Наталия Сащенко: Лучшим примером мне кажется опыт ISES. Он любопытен, во-первых, прозрачностью и простотой вступления в Ассоциацию не компаний, а отдельных специалистов. В ISES  может вступить каждый желающий и выбрать различные степени участия: от «студента» до «Planing Director» с соответствующими членскими взносами. Выход на более высокие уровни в профессии накладывает дополнительные уровни ответственности. Каждый из членов Ассоциации может получить высокий статус «Planing Director», набрав высший бал по 35 индивидуальным критериям, первый из которых наличие сертификата об оказании первой медицинской помощи.  Далее идут высшее образование, количество проведенных event-проектов (не менее 35 или 3 года работы в данном виде бизнеса), чтение лекций, участие в конференциях, проведение мастер-классов, создание образовательных программ и т.д. Сегодня надо говорить о низком пороге входа на рынок  event-проектов. После проведения нескольких проектов частное лицо считает себя —  event-менеджером, что влечет за собой  все условия непрофессионализма в профессии. Этот фактор негативно влияет на потенциальных клиентов.

Андрей Шешенин: Тут нечему удивляться. Как говорил Джо Голдблатт, на event-менеджера не учатся, как на хирурга, но при этом ошибка последнего навредит одному человеку, а ошибка event-менеджера может навредить сотням. Вопросы безопасности — особенно на крупных мероприятиях — обязательно должны быть включены в программы обучения специалистов нашей сферы.

Дмитрий Козлов: В нашем образовательном курсе по event-менеджменту среди пятнадцати охваченных направлений современного event`а мы уделяем одно из важнейших мест вопросам безопасности и кризис-менеджменту. Впрочем, мы включаем в кризис-менеджмент и менее существенные нюансы — от внезапного отказа площадки от обязательств аренды до существенного изменения сценария event`а непосредственно перед мероприятием. Рассказывать о возможных накладках на мероприятии будут как раз привлеченные преподаватели-практики (от них во многом зависит и корректировка общей программы). В этом мы также ориентируемся на Запад, где к образовательным программам всегда привлекают действующих специалистов.

Елена Головлева: Мы тоже ориентировались на мировые тенденции в сфере образования event-специалистов, поэтому в нашем курсе делаем акцент не только на практических навыках, но также на основах менеджмента и коммуникации, повторяя во многом опыт французской школы EFAP.

Наталия Сащенко: Я бы хотела добавить, что на Западе очень много внимания в процессе обучения уделяется не только коммуникациям и менеджменту, но и насущным проблемам — логистике, кухне и так далее. И все же я бы хотела отметить, что процесс воспитания event-менеджера — это все-таки путь создания человека, умеющего работать над проектом, а потом уже все остальное. 90% успеха мероприятия — это грамотное управление проектом. 90% затраченного на проект времени — это решение управленческих задач. А потому и обучение должно строиться исходя из этих закономерностей. И пусть многие потенциальные студенты уже на первых стадиях обучения испытывают разочарование, поскольку их учат не творческой профессии, а менеджменту в самых дотошных его проявлениях, это единственный правильный ход, на мой взгляд.

Андрей Шешенин: Полностью согласен. Вокруг event-бизнеса витает миф, что он какой-то особенный. Но это вовсе не так. Это такой же бизнес, как и все. А потому в образовании наших специалистов действительно можно использовать наработанные схемы из области рекламы, коммуникаций, менеджмента. Уверен, никому в агентстве не нужны восторженные сотрудники, которые даже после обучения считают, что наша профессия — это один сплошной праздник. Это неверное понимание индустрии. И я верю, что собравшиеся сегодня за круглым столом специалисты сделают все необходимое, чтобы выпускались после специализированных курсов люди, готовые работать «в полях» и реально смотреть на вещи. Со своей же стороны, со стороны практика и главного редактора журнала, могу предложить всему образовательному сообществу услуги по предоставлению студентам практики в действующих агентствах. Такие стажировки помогут вузам и центрам набрать вес в глазах потенциальных студентов, а агентствам — вложиться в процесс обучения и получить на выходе действительно хороших практиков. Издательство же поспособствует тому, чтобы агентств, готовых принять участие в совместной программе, становилось все больше. Таким образом, объединив усилия учреждений по обучению специалистов, event-агентств и специализированного СМИ, мы постараемся улучшить ситуацию в образовании в сфере событийного маркетинга и добиться взаимовыгодных результатов.

Присоединяйтесь к Event.ru
технический директор Технический директор в деталях University-of-South-Florida-USF Всемирный-образовательный обзор
Технический директор в деталях Всемирный-образовательный обзор