11 сентября на главной ледовой арене города Санкт-Петербург состоялось открытие нового хоккейного сезона 2020/21. Зрительские трибуны, обычно полностью заполненные, в этом году из-за новых правил посещения и рассадки были непривычно пусты. Однако уменьшение числа зрителей на площадке никоим образом не повлияло на уровень подготовки открытия нового сезона, важнейшего, задающего настроение всем предстоящим играм, события. Более того, не обошлось и без технологических прорывов — предматчевое шоу СКА сезона 2020/21 стало первым хоккейным шоу в мире, на котором был использован эффект дополненной реальностью.

О том, как всего за восемь дней удалось придумать и реализовать дополненную реальность на хоккейном матче, рассказывает основатель компании LYM — Евгений Тимащук.


Главный челлендж состоял в том, что на момент когда руководство клуба СКА решили внести дополненную реальность в матч открытия сезона 2020/21 — до шоу было всего восемь дней, и мы обязаны были все успеть.

Сжатые сроки не позволили нам расплываться в большом количестве идей. Нужно было утвердить концепцию, дизайн, методы появления AR-эффектов, раскадровку, мудборд, и кроме этого — все отрисовать, отмоделить и реализовать.

За основу концепции были взяты мэппинг, который к тому моменту уже был структурно сформирован, концепция команды СКА — Jazz Band, а также необходимость представления всего состава игроков.

Перед LYM стояла задача продумать сценарий представления профайлов на игроков. В условиях поставленных сроков отдельно снять и «отмоделить» игроков было невозможно, поэтому нам пришлось продумать, какие варианты у нас есть для того, чтобы интегрировать существующие профайлы в дополненную реальность. Сложность была в том, что мы сразу ограничили художников по техническим параметрам, которые они могут использовать в разработке дизайна. Работали они в условиях постоянных ограничений: на количество полигонов, которые они могли использовать в моделях, на количество света, которые можно интегрировать в сцены. Им приходилось не просто фонтанировать идеями, но и оптимизировать их под существующие реалии.

Особенность была в том, что, что мы встраивалась в уже существующий проект, в котором к тому моменту уже много чего было реализовано и задумано. Например, надо льдом были установлено большое количество оборудования, в том числе система видеоповторов, проектора для мэппинга, световые приборы и так далее. Чтобы не пересекать уже смонтированное оборудование, мы решили установить две камеры, одна из них — тросовая камера 2D RobyCam от компании MoviCom с системой передачи позиции камеры (телеметрия). Мы выбрали траекторию, по которой она будет летать, а в дополнение к RobyCam установили камеру на специальный штатив также оснащенный системой телеметрии.Данные о позиции и состоянии камеры со штатива и троса передавались в сервера, которые наши инженеры калибровали специальным образом.

При этом система калибровки — полностью наша разработка. Сейчас мы работаем по принципу «использование систем собственной разработки». Мы за час можем откалибровать 2-3 объектива с зумом, и это довольно хорошая скорость.

В AR очень важно быстрое сведение системы, то есть всех данных, которые мы получаем. Схема выстраивания дополненной реальности строится следующим образом: вначале ты создаешь некое виртуальное пространство, которое соответствует стадиону или хотя бы хоккейной площадке. В этом виртуальном пространстве размещаешь виртуальную камеру, которая размещена ровно также как размещена реальная. Чтобы понять, как она размещена, от нее нужно получить координаты, а эти координаты необходимо привязать к виртуальной камере. Эффект дополненной реальности возникнет только в условиях одновременного движения виртуальной и реальной камер. И наложения видео с виртуальной камеры, на видео с реальной камеры. При помощи наложения слоев видео друг на друга на основе альфа канала. Наибольшая сложность — как дополнительную реальность приблизить к реальности. Для этого нужно, чтобы световая картина виртуальности совпадала с реальной картиной — всевозможные рефлексы и отражения реального мира влияют на принцип формирования дополненной реальности.

Во избежание возможной рассинхронизации с мэппингом и световыми картинками, которые постоянно менялись и также влияли на AR, мы предложили всей рабочей и технической группе, участвующей в организации открытия, работать по единому таймкоду. Для этого наша команда изменила схему управления шоу, отдельно поставила playback с таймкодом, осуществляла запуск эффектов доп реальности по заранее прописанному таймкоду. К этому же плейбеку был привязан мэппинг-сервер, что обеспечило полную синхронизацию мэппинга и AR контента.

Для нашей команды это был интересный челлендж и мы выделили 5 факторов, которые помогают работать в условиях жёстких дедлайнов:

Содействие со стороны заказчика

Рабочая группа была сформирована не только из компании LYM, но также из представителей творческой команды СКА. Идеи и техзадание исходили от клуба и их команды, которая привыкла работать в режиме принятия быстрых решений. Специфика их работы в том, что две-три недели, и даже меньше, для подготовки программы и шоу для них — это стандартное время. В случаях, когда команда играет play-off, счёт может идти на дни. Поэтому руководство клуба и члены команды всегда были мобильны, а их действия слажены и скоординированы.

Релевантный опыт

Это было не первое обеспечение эффекта допреальности для стадионных шоу, которое мы делали (ЦО и ЦЗ II Европейских Олимпийских игр в Минске, ЦО Мирового Чемпионата Worldskills Kazan 2019, Юбилейный вечер Игоря Крутого «Рапсодия льда»), что позволило быстро выстроить технологический процесс.

Распределение задач и строгое следование графику работ

Мы распланировали все: сколько дней необходимо для согласования моделей, эскизов, дизайнов; моделинг и программирование; выезд на площадки, репетиции и настройки.

Готовность команды быстро включиться в процесс и работать 24/7
Общий интерес к проекту

Проект в цифрах:

  • 8 дней подготовки
  • 2 камеры дополненной реальности
  • 13 человек в РПГ
  • 11 человек на площадке
  • Вместимость ледового дворца — 12 300 человек

Присоединяйтесь к Event.ru
Как восстанавливается event-индустрия после пандемии- исследование TimePad Как COVID изменил ландшафт мероприятий и какие события растут в пандемию Инстаграм запустил функцию «Event» Как работает новая функция «Мероприятия» в Instagram
Как COVID изменил ландшафт мероприятий и какие события растут в пандемию Как работает новая функция «Мероприятия» в Instagram